Стягъ

Switch to desktop Register Login


„Mens sana in corpore sano" - - „в здравом "теле здравый дух" — гласит древнее изречение, в истине которого никто не сомневается. Человек может достигнуть полного развития и здоровья только тогда, когда все разнообразные силы его одинаково упражняются и организм гармонично развивается во всех своих отправлениях. Деятельность и упражнение развивают и увеличиваюсь каждую силу, которая не находя никакого применения, наоборот, слабеет и в конце концов совершенно исчезает.
В примитивных простых условиях жизни заме­чается некоторая равномерность в запросах к физи­ческой и умственной работе человека; земледельческие классы населения лишены как постоянных душевных волнений, так и усиленной умственной деятельности; физическая же силы их,. при разнообразии в работе, находят достаточно поводов к разностороннему применению.
Совершенно не такова деятельность ремесленника, который должон стелиться к наисовершеннейшему развитию какой-нибудь одной функции, тем более односторонней, чем мельче разделение труда; только тогда он будет в состоянии наиболее легко, быстро, хорошо и дешево производить свою работу. Поэтому ремесленнику приходиться ограничивать напряжете фи­зической силы, чтобы выиграть в ея продолжитель­ности, сокращать число работающих органов, чтобы по возможности избегать энергичной деятельности какого-нибудь мышечнаго отдела или многих мышц, так как такая деятельность требует возбуждения и общей работы всего организма, и прежде всего усиления сер­дечной и легочной функции, а также и пищеваритель­ной,— в результате получается усиленная трата и бы­строе утомление без непосредственной выгоды для профессиональной работы. Возбуждение сердечной и легочной деятельности вызывает согревание, которое мешает работе; усиление аппетита и жажды является не экономным и учащенное удовлетворение их точно также замедляет работу. Но если при профессиональном труде большая часть сил организма остается без применения, если ради успешности и продолжительности этого труда приходится избегать общей работы всего организма и особенно возбуждения дыхания и кровообращения, то ясно, что труд этот неизбежно связан с ослаблением недеятельных или мало деятельных сил, вследствие не­достатка упражнения их. Вот почему ремесленная профессиональная работа, будучи одностороннею, влияет на общее развитие и здоровье организма далеко не благоприятно, и тем неблагоприятнее, чем она одностороннее, т. е. уже и более ограничена.
В условиях современной культурной жизни часто замечаются сильно повышенные запросы к психической деятельности при большей или меньшей физической без­деятельности: деятельность купца или промышленника требует много внимания, волнений и соображения; положение чиновника нередко связано с утомительной ум­ственной деятельностью; призвание ученого требует по­стоянной мыслительной работы.
При таких условиях, под давлением психической деятельности и вследствие пренебрежения физическою работою, организм хиреет, слабеет и эта слабость постепенно начинает сказываться на душевных и мыслительных отправлениях. Недостаток мышечной деятельности и сидячий образ жизни здесь тоже влияют(и в высокой степени) на ослабление сердца, легких и пищеварительных органов. Бли­жайшими последствиями этого являются малокровие, разстройства дыхания, запоры, геморрой.
Все это влияет чрезвычайно вредно на нервную систему, развивается особенная впечатлительность и нервная слабость, подав­ленность и возбудимость настроения (иппохондрия, меланхолия), убивающая всякую свежесть и жизнерадость. Возстановление и поддержка нарушенной гармонии всех сил человеческого организма, — этой основы и первого условия здоровья и работоспособности, — возможно только при телесном упражнении. С этою целью неоднократно рекомендовались прогулки, путешествия, восхождения на горы, езда верхом, пиление и рубка дров и пр. Но прогулки действуют лишь односторонне и отнимаюсь много времени, тоже самое и езда верхом.
Путешествия и горные экскурсии, очень освежающие и возбуждающие, доступны занятым людям лишь изредка и на короткое время; таким образом дешевою, всюду применимою и не требующею много времени формою телесных упражнений остается методическая гимнастика, которая имеет кроме того и те преимущества, что свободна от вся­кой односторонности, применима во всяких условиях, может быть дозируема и контролируема.
Методические телесные упражнения были известны уже в древности. Греческая гимнастика заключала в себе упражнения в беге, прыжках и борьбе, метании диска и копья и применялась в различных методи­чески подобранных формах при воспитании юношей с целью развитая здорового, сильного и ловкого тела; впрочем, и взрослые занимались тогда гимнастикой с целью возможно дольше сохранить юношескую свежесть. Древние врачи как напр. Гиппократ, Гален, Антил имели вполне ясное представление о действии гимна­стики вообще и отдельных упражнений в частности, вследствие чего рекомендовали их и при некоторых болезненных расстройствах, так напр. при ожирении — упражнения в борьбе и игру с тяжелым (вроде большого мяча) шлемом, подвешенным к потолку комнаты; для развит и укрепления дыхательных орга­нов — упражнения в ходьбе, беге и упражнения голоса (громкая речь и пение), для общего возбуждения организма и для развитая ловкости — игру в мяч, требующую быстрых и разнообразных движений и т. д.
В средние века, когда после продолжительного духовного сна с возрождением гуманитарных учений вос­кресли древние языки, древнее искусство и наука, ожила и античная гимнастика, которую вновь начали применять с воспитательными, этетическими и лечебными целями.
Так Иероннм Меркуриалис написал в 1569 г. обширное ученое сочинение „de arte gymnastika", которое сам он называет „opus non modo medikis, verum etiam omnibus antiquarum rerum cogno-scendarum ef valetudinis couservandae Studiosis admodum utile".
В последнее время во всех культурных странах возникают общества и кружки, с целью организации правильных физических упражнений. В высших и низших мужских и женских учебных заведениях тоже вводится гимнастика, как необходимое для здорового развития юношества средство, И в том и в другом виде гимнастические упражнения являются общественными; нельзя отрицать, что гимнастика в компании и приятна, и много способствует физическому и душев­ному возбуждение, благодаря чему гимнастика приобретает благоприятную почву, чем повышается и действие ее.
Но различный условия не всегда позволяют, однако, очень занятым людям, — ремесленникам, купцам, чиновникам, ученым - принимать участие в гимнастических обществах; пожилой, болезненный, слабый человек, или наконец, просто нелюдимый стесняется входить в веселую компанию молодых, свежих и сильных юношей. Для пожилых женщин, которым в силу недостаточной при их обычном образе жизни подвижности, особенно необходимы телесные упражнения, едва ли представляется возможность вступать членами в гимнастические общества. Точно также и дети, не посещающие еще школы, не имеют случая принимать участие ни в школьной гимнастике, ни в каком бы то ни было целесообразно организованном обществе. Во всех таких случаях недостаток возмещается домашней гимнастикой, которая хотя и не может быть вполне сравниваема с хорошо поставленной обществен­ной гимнастикой, но достаточно, чтобы противодейство­вать вреду, происходящему от пренебрежения телесными упражнениями.
Упражнение I
1. Поднять левую руку через положение в сторону, вверх, правую руку согнуть назад (кисть около груди, локоть направлен назад) и отставить левую ногу носком в сторону (рис. /).

2. Руки и ноги остаются в том же положении и нагибание туловища направо (рис. 2).

3. Опущением рук (левой через положение в сторону) и приставлением ноги выходное положение (стойка, руки опущены).
4 — 6. Тоже самое в другую сторону, т. е. сгибаем левую руку, поднимаем правую вверх, правую ногу носком в сторону, и нагибание туловища налево.
*) Упражнения эти не представляет, собой никаких затруднений в исполнении, поэтому они доступны всем, не исключая даже и детей.
Упражнение II
1. Поднимание на носки и поднимание рук в сторону, кисть пальцами вверх (рис. 3).

2. Приседание, согнуть руки в сторону, вверх (рис. 4)

3. Встав, производить выбрасывание рук вперед и нагибание туловища вперед (руки направ­лены к полу).
4. Поднять руки вверх так, чтобы они про­должили линию туловища (рис. 5), голова припод­нята.

5. Выпрямить туловище с поднятыми вверх руками.
6. Опустить руки через положение в сторону.

Упражнение III.
1. Руки согнуть вперед, кисть большим пальцем вниз, кисти касаются друг друга, выпад правой ногой вперед (рис.7).

2. Выпрямить руки в сторону, кисть пальцами вверх и поворот туловища налево (ноги без перемены, на выпад).
3. Как 1.
4. В стойку (выходное положение).
5 — 8- Тоже в другую сторону, т. е. выпад левой ногой и поворот туловища направо.
Каждое упражнение проделать раза 4 или 5 в такое время, когда желудок не обременен пищею, лучше всего утром.
Эти упражнения, если их проделывать акку­ратно каждый день, благотворно влияют на всю мускулатуру. Являясь ежедневными необходимыми для каждого человека физическим упражнением, они способствуют поддержанию свежести всего организма, развивают в человеке жизнерадостность и энергию.

Примеры упражнений для уроков гимнастики по сокольской системе в мужских городских училищах.*)
Для 8 — 9 летнего возраста.
2-й урок.
а) Упражнения простые (вольные движения).
б) Прыгалки.
в) Игры.
Упражнения простыя.
I. Выходное положение: руки на боках.
1) Стой предножный правою.
2) Стой уножный правою.
3) Приножить правою (приставить пр. к левой).
4 — 6) Тоже левой ногой.
II. 1) Предручить.
2) Уручить (руки развести в стороны).
3) Приручить (руки по швам).
III. 1) Стой уножный правою,
2} Стой заножный правою.
3) Приножить.
4-—6) Тоже левой ногой.
IV. 1) Заручить.
2) Взручить (через перед).
3) Приручить (через стороны).
V. 1) Предклон (небольшой) выгнутой спиной, голову назад.
2) Вспрямление.
3) Заклеп (нагнуть назад только верхнюю часть туловища).
4) Вспрямлен1е.
Прыгалка (длинная).
1) По одиночке: пробежать вперед после каждого третьего круга.
2) По одиночке: пробежать вперед после каждого второго круга.
3) По одиночке пробежать вперед после каж­дого круга.
*) Для данных уроков приведено больше примеров упражнений, чем можно пройти на одном ypоке, поэтому один таковой урок может послужить для двух или трех уроков.
Оцените материал
(4 голосов)